Адвокат, осуществляющий адвокатскую деятельность индивидуально
Степанова Елена Сергеевна, г. Полоцк
Витебская областная коллегия адвокатов
Степанова Елена Сергеевна, г. Полоцк
Витебская областная коллегия адвокатов
31.01.2018 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 8 января 2018 г. N 95-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь Об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее по тексту Закон от 08.01.2018 г. №95-З).
Изменения, внесенные Законом от 08.01.2018 г. №95-З, коснулись значительного объема норм как Кодекса об административных правонарушениях, так и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь, устанавливающего порядок производства по делам об административных правонарушениях. Изменения были разработаны и приняты в целях либерализации действующего законодательства, регулирующего вопросы административной ответственности, и существенно затронули составы правонарушений в сфере предпринимательской деятельности, порядка налогообложения, в области финансов, рынка ценных бумаг и др.
Предлагаю вниманию обзор изменений, внесенных в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, на которые, по-моему мнению, представляют наибольшей практический интерес.
Законом от 08.01.2018 г. №95-З дополнен перечень деяний, влекущих административную ответственность по требованию (ст. 4.5. КоАП).
В частности, административный процесс по ст. 9.21 (нарушение авторского права, смежных прав и права промышленной собственности) и 11.26 (незаконное использование деловой репутации конкурента) с 31.01.2018 г. начинается лишь при наличии выраженного в установленном законом порядке требования потерпевшего либо законного представителя .
В ч.1, 3 ст. 4.8. КоАП в редакции Закона от 08.01.2018 г. установлены условия привлечения ИП и юридических лиц к административной ответственности за нарушения в области предпринимательской деятельности, финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, за налоговые и таможенные нарушения, а именно:
1) совершенным деянием причинен вред жизни или здоровью людей либо создана угроза причинения вреда жизни или здоровью людей;
2) совершенным деянием причинен имущественный вред охраняемым настоящим Кодексом правам и интересам в размере свыше сорока базовых величин;
3) стоимость предмета административного правонарушения превышает сорок базовых величин;
4) сумма сделки, внешнеторговой операции либо дохода в совокупности превышает сорок базовых величин - в случаях, когда в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части настоящего Кодекса предусмотрено определение штрафа в процентном либо кратном отношении к сумме сделки, внешнеторговой операции либо дохода;
5) сумма дохода превышает сорок базовых величин - в случаях, когда в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части настоящего Кодекса предусмотрена конфискация дохода, полученного в результате противоправной деятельности;
6) в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части настоящего Кодекса предусмотрена обязательная конфискация.
Важно отметить тот факт, что при отсутствии вышеперечисленных условий наказание для ИП не выйдет за пределы, установленные для физического лица (ч. 1 ст. 4.8 КоАП в ред. Закона от 08.01.2018 г. №95-З).
В ч. 4 ст. 4.8. КоАП Республики Беларусь Законом от 08.01.2018 г. №95-З установлен исчерпывающий перечень правонарушений, за которые ИП и юридические лица подлежат ответственности независимо от указанных выше условий.
Расширен перечень обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением.
Ст. 5.5. КоАП Республики Беларусь дополнена абзацем 5, согласно которого не будет являться правонарушением невнесение или несвоевременное внесение юридическим лицом (ИП) таможенного платежа, если он не превышает 1% от уплаченных сумм за каждый календарный год. При этом вред государству надо возместить в течение 3 рабочих дней после подписания акта проверки. Это правило распространяется и на нарушения должностного лица организации.
Важно знать, что с 31.01.2018 г. в случае неуплаты штрафа в срок, установленный ч. 1 ст. 15.3 ПИКоАП, примененный размер штрафа автоматически увеличивается на 2 базовые величины (п. 6 ст. 6.5. КоАП Республики Беларусь в ред. Закона от 08.01.2018 г. №95-З).
Статья 7.2 КоАП Республики Беларусь дополнена новыми обстоятельствами, смягчающими административную ответственность. Теперь к таким обстоятельствам также относятся:
9) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
10) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, ведущий административный процесс, о совершенном административном правонарушении;
11) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, ведущему административный процесс, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Изменения, внесенные Законом от 08.01.2018 г. №95-З, коснулись значительного объема норм как Кодекса об административных правонарушениях, так и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь, устанавливающего порядок производства по делам об административных правонарушениях. Изменения были разработаны и приняты в целях либерализации действующего законодательства, регулирующего вопросы административной ответственности, и существенно затронули составы правонарушений в сфере предпринимательской деятельности, порядка налогообложения, в области финансов, рынка ценных бумаг и др.
Предлагаю вниманию обзор изменений, внесенных в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, на которые, по-моему мнению, представляют наибольшей практический интерес.
Законом от 08.01.2018 г. №95-З дополнен перечень деяний, влекущих административную ответственность по требованию (ст. 4.5. КоАП).
В частности, административный процесс по ст. 9.21 (нарушение авторского права, смежных прав и права промышленной собственности) и 11.26 (незаконное использование деловой репутации конкурента) с 31.01.2018 г. начинается лишь при наличии выраженного в установленном законом порядке требования потерпевшего либо законного представителя .
В ч.1, 3 ст. 4.8. КоАП в редакции Закона от 08.01.2018 г. установлены условия привлечения ИП и юридических лиц к административной ответственности за нарушения в области предпринимательской деятельности, финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, за налоговые и таможенные нарушения, а именно:
1) совершенным деянием причинен вред жизни или здоровью людей либо создана угроза причинения вреда жизни или здоровью людей;
2) совершенным деянием причинен имущественный вред охраняемым настоящим Кодексом правам и интересам в размере свыше сорока базовых величин;
3) стоимость предмета административного правонарушения превышает сорок базовых величин;
4) сумма сделки, внешнеторговой операции либо дохода в совокупности превышает сорок базовых величин - в случаях, когда в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части настоящего Кодекса предусмотрено определение штрафа в процентном либо кратном отношении к сумме сделки, внешнеторговой операции либо дохода;
5) сумма дохода превышает сорок базовых величин - в случаях, когда в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части настоящего Кодекса предусмотрена конфискация дохода, полученного в результате противоправной деятельности;
6) в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части настоящего Кодекса предусмотрена обязательная конфискация.
Важно отметить тот факт, что при отсутствии вышеперечисленных условий наказание для ИП не выйдет за пределы, установленные для физического лица (ч. 1 ст. 4.8 КоАП в ред. Закона от 08.01.2018 г. №95-З).
В ч. 4 ст. 4.8. КоАП Республики Беларусь Законом от 08.01.2018 г. №95-З установлен исчерпывающий перечень правонарушений, за которые ИП и юридические лица подлежат ответственности независимо от указанных выше условий.
Расширен перечень обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением.
Ст. 5.5. КоАП Республики Беларусь дополнена абзацем 5, согласно которого не будет являться правонарушением невнесение или несвоевременное внесение юридическим лицом (ИП) таможенного платежа, если он не превышает 1% от уплаченных сумм за каждый календарный год. При этом вред государству надо возместить в течение 3 рабочих дней после подписания акта проверки. Это правило распространяется и на нарушения должностного лица организации.
Важно знать, что с 31.01.2018 г. в случае неуплаты штрафа в срок, установленный ч. 1 ст. 15.3 ПИКоАП, примененный размер штрафа автоматически увеличивается на 2 базовые величины (п. 6 ст. 6.5. КоАП Республики Беларусь в ред. Закона от 08.01.2018 г. №95-З).
Статья 7.2 КоАП Республики Беларусь дополнена новыми обстоятельствами, смягчающими административную ответственность. Теперь к таким обстоятельствам также относятся:
9) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
10) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, ведущий административный процесс, о совершенном административном правонарушении;
11) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, ведущему административный процесс, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Существенные изменения претерпели нормы, регулирующие сроки наложения административных взысканий (ст. 7.6. КоАП).
Так, до одного года с момента совершения правонарушения увеличен срок наложения административного взыскания за незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь (ст. 23.29 КоАП).
Существенно сокращены сроки наложения административных взысканий в случаях, когда началу административного процесса предшествовала проверка деяния в порядке ст. 174 УПК Республики Беларусь, либо уголовное дело было прекращено.
В предыдущей редакции п. 3 ст. 7.6. КоАП Республики Беларусь в подобных случаях и при наличии признаков административного правонарушения наложить административное взыскание можно было не позднее двух месяцев со дня принятия соответствующего решения, но не позднее трех лет со дня совершения административного правонарушения. Срок три года с момента совершения правонарушения распространялся на все составы административных правонарушений.
С принятием Закона от 08.01.2018 г. №95-З, предельные сроки наложения административных взысканий в случае принятия решений об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении проверки …, о прекращении предварительного расследования или уголовного преследования по уголовному делу будут зависеть от общих сроков наложения взыскания, установленных ч. 1 ст. 7.6 КоАП.
В частности, наложить административное взыскание в указанных выше случаях теперь возможно не позднее двух месяцев со дня принятия соответствующего решения, но не позднее:
1) шести месяцев со дня совершения административного правонарушения, на которое распространяется срок два месяца со дня его совершения (п. 1 ч.1 ст. 7.6. КоАП);
2) шести месяцев со дня обнаружения либо прекращения административного правонарушения в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения и на такое правонарушение распространяется срок (срок два месяца в отношении длящихся правонарушений п. 2 ч. 1 ст. 7.6. КоАП);
3) трех лет со дня совершения иного административного правонарушения (под этот срок подпадут правонарушения, по которым установлены более длительные (в сравнении с общим) сроки наложения административных взысканий).
Помимо общих положений КоАП Республики Беларусь, изменения коснулись и отдельных состав административных правонарушений.
Изменения внесены в ст. 9.1. КоАП Республики Беларусь. Квалифицированный состав данного правонарушения (ч. 2 ст. 9.1. КоАП) теперь образует также «нарушение защитного предписания».
Понятие «Защитное предписание» раскрыто в ст. 31 Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 N 122-З (ред. от 09.01.2018) "Об основах деятельности по профилактике правонарушений") – это установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий.
В новой редакции изложены составы ст. 9.20, ч. 2 ст. 11.10 и др.
Законом от 08.01.2018 г. №95-З снижены размеры штрафов (ч. 1 ст. 10.5., ч. 2 ст. 11.9., ч.ч.1,2 ст. 11.16, ст. 11.34 и др.), внесены альтернативные, наряду с арестом, наказания (штраф по ст. 9.27 КоАП), исключены многие составы правонарушений, особенно в сфере обращения иностранной валюты (ст. 11.6, ч. 4 ст. 11.10, ст. 11.19, ст. 11.23, ст. 11.48, ст. 11.49 и др.)…
Увеличилось количество правонарушений, за которые может быть вынесено предупреждение ( ст. 11.44, ст. 11.77, ст. 13.4 и др.)
В санкциях многих статей конфискация заменена штрафом. Размер штрафа варьируется от 10 до 50% от стоимости предмета правонарушения (ч. 4 ст. 12.17, ч. 5 ст. 12.21, ч.ч. 5,6,7,9,11 ст. 12.23 и др. ).
Ранее безальтернативная конфискация, установленная санкцией ряда статьей особенной части КоАП Республики Беларусь (ст.ст. 12.27, 12.29, 12.30 и др.) с 31.01.2018 г. стала альтернативной.
Стоит также привести ряд наиболее существенных изменений в Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Законом от 08.01.2018 г. №95-З расширены полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов при ведении административного процесса (ст. 2.15 ПИКоАП).
С 31.08.2018 г. прокурор проверяет сроки подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению (п. 12 ч. 2 ст. 2.15 ПИКоАП) и вправе отменить противоречащее законодательным актам постановление о наложении административного взыскания, вынесенное в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 10.3 ПИКоАП Республики Беларусь (Когда физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания без составления протокола об административном правонарушении.)
Внесены дополнения в ст. 7.3. ПИКоАП, регулирующую сроки подачи и порядок рассмотрения жалоб на действия и решения органа, ведущего административный процесс.
В частности, ограничен срок обжалования постановления о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное по окончании подготовки дела к рассмотрению. Так, постановление о прекращении дела об административном правонарушении, обжалованное в течение 15 дней со дня его вынесения, в дальнейшем возможно обжаловать лишь в переделах сроков, установленных ст. 7.6. КоАП (Сроки наложения административного взыскания).
Ст. 7.3. ПИКоАП дополнена ч. 7, согласно которой лица, уполномоченные рассматривать жалобы наделены правом истребовать дело об административном правонарушении. В таких случаях пятидневный срок для рассмотрения жалобы будет исчисляться со дня поступления дела (ч. 2 ст. 7.4. ПИКоАП Республики Беларусь в редакции Закона от 08.01.2018 г.).
Важно подчеркнуть, что согласно ч. 3 ст. 7.5. ПИКоАП (введена в действие Законом от 08.01.2018 г.) Решение по жалобе, за исключением решения по жалобе на постановление о прекращении дела об административном правонарушении, является окончательным и обжалованию не подлежит.
Внесены изменения в нормы об изъятии вещей и документов при ведении административного процесса (ст. 8.9. ПИКоАП).
В редакции Закона от 08.01.2018 г. №95-З орган, ведущий административный процесс вправе возвратить изъятые предметы и документы до направления дела на рассмотрение, когда в этой мере отпадет необходимость.
При нарушении правил дорожного движения, за которое может быть назначено взыскание в виде лишения права управления либо штраф, талон к водительскому удостоверению с 31.01.2018 г. изъятию не подлежит (ч. 2 ст. 8.9. ПИКоАП в новой редакции).
Абсолютным новшеством является дополнение в ст. 9.1. ПИКоАП (поводы и основания для начала административного процесса).
В частности, ч. 3 ст. 9.1. ПИКоАП установлено право уполномоченных должностных лиц при малозначительности совершенного физическим лицом правонарушения, не начинать административный процесс и освободить такое лицо от административной ответственности, объявив ему устное замечание. Ограничения к применению данного положения установлены ч. 4 ст. 9.1. ПИКоАП. Их перечень ограничен.
Согласно дополнению к ч. 2 ст. 11.11. ПИКоАП по ходатайству лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, копия постановления может быть направлена посредством факсимильной, электронной или другой связи, в том числе с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.
В соответствии с новой редакцией ч.ч.1,2 ст. 14.7 ПИКоАП, организации и ИП получили право на отсрочку (рассрочку) исполнения взыскания стоимости предмета правонарушения. Отсрочка или рассрочка возможна как по инициативе органа, наложившего взыскание, так и по ходатайству виновного лица.
В заключение, хочу обратить внимание, что согласно ч. 2 ст. 1.5. КоАП Республики Беларусь, положения Закона от 08.01.2018 г. №95-З, устраняющие противоправность деяния, смягчающие или отменяющие ответственность или иным образом улучшающие положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеют обратную силу, то есть распространяются и на лиц, которые совершили административное правонарушение до 31.01.2018 г., в отношении которых постановление о наложении административного взыскания не исполнено.