1. О компетенции судов, государственных органов и комиссий
В целях экономии времени и средств участников земельных споров часть первая статьи 92 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее - Кодекс) относит рассмотрение земельных споров к компетенции местных исполнительных комитетов.
При этом подведомственность земельного спора областному, Минскому городскому, городскому (города областного подчинения), районному, сельскому, поселковому исполнительным комитетам не лишает гражданина права на обращение в суд (часть первая ст.92 Кодекса).
К исключительной компетенции судов относятся земельные споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки, с наследованием земельных участков, споры между лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности, и споры, связанные с возмещением убытков (часть вторая ст.92 Кодекса).
Необходимо также обратить внимание и на компетенцию комиссии по подготовке материалов по рассмотрению земельных споров (далее - комиссия).
Согласно части шестой ст.93 Кодекса для подготовки материалов по рассмотрению земельного спора областной, Минский городской, городской (города областного, районного подчинения), районный, сельский, поселковый исполнительный комитет может образовывать комиссию в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке образования комиссий по подготовке материалов по рассмотрению земельных споров, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 2053 (далее - Положение), основными задачами комиссии являются:
подготовка материалов для рассмотрения земельных споров местным исполнительным комитетом (актов обследования земельных участков, картографических материалов с границами этих участков, копий градостроительной документации, иных материалов, необходимых для разрешения земельного спора);
подготовка проекта решения местного исполнительного комитета по земельному спору.
Согласно пункту 6 Положения заседания комиссии проводятся по мере поступления поручений местного исполнительного комитета о рассмотрении земельного спора.
Пунктом 8 Положения предусмотрено, что результаты работы комиссии оформляются протоколом, в котором отражаются содержание рассматриваемого вопроса и принятое по нему решение.
В течение трех рабочих дней после подписания протокола по земельному спору комиссия подготавливает проект решения местного исполнительного комитета по земельному спору.
Проект решения местного исполнительного комитета по земельному спору вносится председателем комиссии в течение пяти рабочих дней на очередное заседание исполнительного комитета.
Практика показывает, что существует неоднозначное понимание того, как правильно отразить в протоколе комиссии содержание рассматриваемого вопроса.
По моему мнению, надо строго руководствоваться частью первой ст.92 Кодекса и пунктом 3 Положения и содержание рассматриваемого комиссией вопроса должно отвечать на вопрос - какие материалы необходимо подготовить комиссии для рассмотрения земельного спора местным исполнительным комитетом? К компетенции комиссии не относится рассмотрение земельного спора по существу.
2. О реализации прав участников земельных споров
Согласно части первой статьи 94 Кодекса каждая из сторон, участвующих в земельном споре, рассматриваемом соответствующим областным, Минским городским, городским (города областного, районного подчинения), районным, сельским, поселковым исполнительным комитетом, имеет право знакомиться с материалами по предмету земельного спора, делать из них выписки или снимать копии, представлять документы и иные доказательства, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения, возражать против ходатайств и доводов другой стороны, получать копию решения по земельному спору и обжаловать его в вышестоящий исполнительный комитет или в суд в течение одного месяца со дня получения копии решения по земельному спору.
Неоднозначным в понимании и правоприменении является также вопрос - на заседаниях каких государственных органов и комиссий участники земельных споров могут реализовать данные права?
Я полагаю, что участники земельных споров реализуют свои права, предусмотренные частью первой ст.94 Кодекса:
1) на заседании комиссии по подготовке материалов по рассмотрению земельных споров, т.к. без реализации данных прав комиссия не сможет подготовить обоснованный проект решения исполкома. К тому же, согласно пункту 7 Положения комиссия работает на принципах свободы обсуждения вопросов и гласности;
2) на заседании местного исполнительного комитета по рассмотрению земельного спора;
3) на заседании вышестоящего исполнительного комитета в случае обжалования решения по земельному спору.
Т. е. участники земельных споров должны быть письменно заблаговременно извещены о дате и времени заседания комиссии, дате и времени заседания местного исполнительного комитета по рассмотрению земельного спора, дате и времени заседания вышестоящего исполнительного комитета в случае обжалования решения по земельному спору.
В данном извещении необходимо разъяснить гражданину его права, предусмотренные ст.94 Кодекса.
На мой взгляд, комиссия должна готовить проект решения местного исполкома по земельному спору сразу после заседания исполкома по земельному спору.
Но на текущий момент, правовое регулирование данного вопроса другое - как указывалось выше комиссия подготавливает данный проект решения в течение трех рабочих дней после подписания протокола по земельному спору и в течение пяти рабочих дней проект решения вносится на очередное заседание исполкома.
Статья подготовлена адвокат Витебской областной коллегии адвокатов,
осуществляющим адвокатскую деятельность индивидуально,
Чистяковой Мариной Анатольевной,
с использованием нормативных правовых актов Республики Беларусь,
действующих по состоянию на 07 февраля 2018 г.