Данная статья содержит анализ некоторых правовых норм, содержащихся в Законе Республики Беларусь от 09.01.2002 N 90-З (ред. от 13.06.2018) "О защите прав потребителей" и Правилах комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2007 N 744 (ред. от 10.05.2019) (в тексте используются сокращенные названия нормативных правовых актов – Закон, Закон о защите прав потребителей и Правила, Правила комиссионной торговли).
Закон о защите прав потребителей имеет очень широкое применение. Помимо традиционного обращения за судебной защитой покупателей, пострадавших при покупке некачественных новых товаров в магазинах, будет уместным использовать положения данного Закона и в случае, если имела место купля-продажа автомобиля, сданного на комиссию.
Так, представим следующую ситуацию.
Гражданин для личных целей покупает подержанный автомобиль у юридического лица – ЧУПа, осуществляющего предпринимательскую деятельность в виде комиссионной торговли транспортными средствами. В подтверждение заключенного договора оформляется счет-справка, согласно которой продавцом выступает ЧУП, а гражданин является покупателем.
При передаче товара продавец не сообщает покупателю о наличии каких-либо существенных неисправностей (недостатков) автомобиля, которые могут помешать использовать приобретенное транспортное средство по его прямому назначению и наличие которых соответственно повлияло бы на решение приобрести данный автомобиль.
По дороге от места покупки к месту жительства гражданина автомобиль ломается и в связи с невозможностью приведения транспортного средства в движение из-за его технического состояния гражданин вызывает эвакуатор для транспортировки авто к месту его последующего хранения.
Гражданин обращается на СТО с целью выявить неисправности и определить стоимость ремонта. Специалист осматривает автомобиль и выявляет неисправности, которые существовали на момент продажи и о которых продавец покупателю не сообщил. По предварительной оценке ремонт автомобиля без учета стоимости деталей и расходных материалов обойдется в сумму, почти в два раза превышающую стоимость покупки.
Возникает резонный вопрос: можно ли требовать расторжения договора купли-продажи, если согласно пункту 27 Правил комиссионной торговли, принятые на комиссию товары, приобретенные в комиссионной торговле, обратно от покупателей не принимаются.
Мы видим, что продавец – юридическое лицо, которое реализует принятые на комиссию товары по договору розничной купли-продажи. Покупателем в свою очередь является гражданин. Следовательно, по п. 2 Правил и п.п. 1, 3 ст. 462 ГК Республики Беларусь к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК, применяется законодательство о защите прав потребителей.
В свою очередь в случае реализации товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы (п.п. 1, 3 ст. 20, п.4 ст. 27 Закона).
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 439 ГК Республики Беларусь продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Также есть разъяснения Верховного Суда Республики Беларусь о том, что нормативные правовые акты, принимаемые государственными органами, не могут ограничивать права потребителей и снижать гарантии их защиты по сравнению с установленными Законом "О защите прав потребителей", если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь или нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь (Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24.06.2010 № 4 (ред. от 30.03.2017) "О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей").
То есть должен применяться Закон, а не Правила, как нормативный правовой акт более высокой юридической силы.
Требования потребителя о расторжении договора розничной купли-продажи и (или) возврате уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы подлежат удовлетворению продавцом незамедлительно. В случае, если удовлетворить требования потребителя незамедлительно не представляется возможным, максимальный срок для удовлетворения требований потребителя не может превышать семи дней со дня предъявления соответствующего требования, а при необходимости проведения экспертизы - четырнадцати дней (п.1 ст. 25 Закона).
В соответствии со ст. 5, 18 Закона потребитель имеет право на возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара, в том числе на компенсацию морального вреда.
Послесловие: история, положенная в основу данной статьи, для моего клиента закончилась хорошо – стороны заключили мировое соглашение. И хорошо, когда все хорошо заканчивается. Но лишний раз задумаешься, что фраза «Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи» имеет более глубокий смысл, чем кажется.
Шлома Вера Валерьевна, заведующий специализированной юридической консультацией по обслуживанию субъектов хозяйствования г. Витебска